ЭДИТ ПИАФ. МАЛЕНЬКАЯ ПЕЧАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА В ЧЕРНОМ

 

        Вряд ли дамы и господа, пришедшие в один из осенних дней 1935 года в кабаре «Жернис», думали о том, что им будет уготован необычайный сюрприз. Они чинно поглощали напитки и пищу, сплетничали, флиртовали, смеялись, когда  зал пронзил сильный и проникновенный голос. Респектабельная публика была шокирована. Несколько секунд после окончания песни в кабаре висела непривычная для этого заведения тишина. И вдруг послышались первые робкие аплодисменты, переросшие в настоящую овацию. На сцене неказисто раскланивалась хрупкая девушка. В историю мировой культуры Эдит Джованна Гассион войдет под именем Эдит Пиаф.

        Освещенная софитами «Жернис», она стояла на очередном  водоразделе собственной судьбы, коих в ее жизни было и  будет предостаточно. Тогда она не могла и думать, что спустя годы  будет петь с высоты Эйфелевой башни «Нет, я не о чем не жалею», не только для парижан, а для всего мира, пристально смаковавшего подробности всей ее яркой и драматичной жизни.

        Атмосфера свободы, прежде всего внутренней, сделали Эдит Пиаф самодостаточной. Она являла собой вызов чопорной нравственности. И в то же время была неким судьбоносным подарком, который люди приняли и, который сыграл в их душах заметную роль.

        «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее, жизнь. Мне бы хотелось, чтобы сказали обо мне как о Марии Магдалине: ей многое простится, ибо она много любила», -  продиктует певица незадолго до своей смерти.

        Эдит Джованна Гассион родилась 19 декабря 1915 года в семье  актрисы Аннетты Майяр и уличного артиста  цирка Луи Гассион.  Существует легенда, что Эдит родилась прямо на улице на плаще полицейского, поскольку мать не успела дойти до роддома. Скорее всего, это действительно легенда, сочиненная или самой Эдит или ее импресарио для поддержания образа «уличного воробышка». Во всяком случае, Эдит никогда не отрицала и не подтверждала домыслы журналистов, которые те сочиняли о ней.

        Мать Эдит больше занималась своей профессией, нежели дочерью, перепоручив последнюю заботам бабушки. Луи Гассион рассказывал, что, вернувшись с фронта, нашел ее у бабки-алкоголички. Девочка была истощена, практически ничего не видела,  бабка не следила за ней, кормила вином, разбавленным водой. Отец отвез Эдит к своей матери, которая содержала публичный дом в городке Берне.

        Воспаление роговицы прогрессировало, Эдит могла различать только свет и тень. Лекарства не помогали. Хьюдж Вассаль, близкий друг певицы, в своей книге «По следам Эдит Пиаф» рассказал о том, как обитательницы публичного дома, взяв с собой девочку, отправились замаливать грехи на могилу святой Терезы в городок Кармель де Лизье в Нормандии. Приложив ко лбу Эдит землю с могилы, спутницы начали молиться, умоляя Господа исцелить крошку. Спустя несколько дней, 25 августа 1921 года зрение вернулось к ней. Однако другой друг, любовник, импресарио Раймон Ассо назвал это красивой легендой. Он утверждал, что девочка просто прошла курс лечения.        

        По настоянию бабушки отец забирает Эдит, чтобы заняться ее воспитанием. В силу кочевого образа жизни, который вел Луи Гассион, Эдит так и не получает образования. Они вместе путешествуют по стране, отец показывает свои номера, а Эдит собирает деньги после представления. Петь она начала случайно, после одного из выступлений отец пообещал публике, что Эдит покажет сальто, думая, что зрители не станут настаивать на этом. Однако толпа стала требовать исполнить трюк, и Луи Гассион сказал, что Эдит вместо сальто споет им. В тот день Эдит спела публике «Марсельезу». После этого отец решает включить песни в программу выступлений.

        В своих воспоминаниях, Эдит Пиаф рассказывала такую историю из своего детства: будто бы двое состоятельных людей, угадав в Эдит редкую одаренность, захотели взять девочку на воспитание. Они предложили отцу 100 тысяч франков — эта сумма обеспечила бы его на долгие годы. Но он не пожелал расстаться с Эдит.

        Во время странствий с отцом Эдит приходилось общаться с его женщинами. Мачехи менялись часто, оставляя на психике ребенка отчетливые следы. В своей книге «Эдит Пиаф» Пьер Дюкло и Жорж Мартен пишут: «А в детстве Эдит Гассион хватало отрицательных эмоций. К уходу матери, суровому обращению бабушки по отцовской линии, скитаниям с отцом, образ жизни которого исключал посещение школы и, что еще хуже, лишал девочку подруг, отрывал от игр, свойственных ее возрасту, добавились последовательно сменявшие друг друга "мачехи", появление которых она должна была принять, а потом терпеть и страдать. Хотя прямо об этом не сказано, можно представить себе и беспросветную нищету, страхи неустойчивой жизни, ужасы одиночества, свойственные этому возрасту, плохо скрываемые за нечастыми проявлениями чувств: поцелуй в Гавре, покупка куклы в Лансе...»

        В 15 лет Эдит  стала самостоятельно зарабатывать на жизнь пением. Репертуар у нее был вовсе не детский.     «Родилась, как воробей. Прожила, как воробей. Умерла, как воробей», — пела она на улице под аккомпанемент подружки-аккордеонистки. Впрочем и в дальнейшем импресарио певицы поддерживали этот имидж: многие песни, которые исполняла Пиаф, это песни улицы, на которой прошло ее детство. Так, в шлягере «Милорд» состоятельный англичанин, брошенный своей девушкой, находит утешение в обществе проститутки. Также о влюбленной проститутке песня «Аккордеонист».  Драматическое «Большое путешествие бедного негра» поется от лица умирающего на корабле негра, отправившегося искать счастья. “Песня - это рассказ, - позднее скажет она. - Публика должна в него верить. Для публики я воплощаю любовь. У меня все должно разрываться внутри и кричать - таков мой образ... Моя публика не думает, она как под дых получает то, о чем я пою”.

        В 16 лет Эдит знакомится с каменщиком Луи Дюпоном. После того, как выясняется, что она беременна, Эдит уходит из дома отца, который к тому времени обосновался в Париже. Во время беременности она на время оставляет улицу и устраивается работать лакировщицей галош. 11 февраля 1933 года у нее рождается дочь, которую родители назвали Марселлой Дюпон. 

        Эдит возвращается к  ремеслу певицы. В том же 1933 году она становится участницей трио, которое выступает в казармах Парижа и его пригородов. Воспоминания певицы, связанные с этим периодом впоследствии станут сюжетами песен «Мой легионер» и «Мой колониальный любовник», написанных Раймоном Ассо.

        Концерты, любовные романы не позволяют Эдит заниматься семьей. В какой-то степени она повторяет путь, который был пройден ее матерью. Она выступает в казармах, кафе, танцевальных залах, поет песни из репертуара известных в то время Мари Дюба, Дамиа, Фреель. Свободное время  проводит в компаниях матросов, бандитов, проституток. В одной из таких компаний находит ее Луи Дюпон и сообщает, что Марселла лежит в больнице с менингитом. 7 июля 1935 года она умирает.

        Прошло несколько месяцев, и в октябре 1935 года Эдит знакомится с Луи Лепле, владельцем кабаре «Жернис», который услышал ее выступление на одной из парижских улиц  и пригласил  для прослушивания. Позже он скажет, что его впечатлил «нежный голубой цвет ее глаз и легкая грустная нежность взгляда».  После двухчасового прослушивания Лепле предложил Эдит петь у него, придумав для нее сценический псевдоним «Малютка Пиаф» (в переводе с парижского арго,  Пиаф - воробышек).

        Первое выступление перед публикой имело успех. Специально приглашенный Лепле по этому поводу Морис Шевалье отметил: «Да у малышки неплохо получается!» В тот день она исполнила три песни: «Бездомные девчонки», «Нини - собачья шкура» и «Сумрачный вальс».

        Получая 50 франков за выступление, Эдит тут же спускала их в компаниях сутенеров и солдат. Она не хотела менять привычный круг общения. Все старания Лепле поменять ее образ жизни, успехом не увенчались. И он направлял свои усилия, обучая Пиаф сценическому мастерству, подбору репертуара. Первые песни: «Слова без истории» и «Старьевщик» для Эдит по просьбе Лепле написал Жак Буржа.

        Лепле заботился о том, чтобы Малышка Пиаф стала известна широкой публике. Он организовал ее первое выступление на «Радио-Сите». После эфира радио заваливают звонками и письмами с просьбами о повторе. С Эдит подписывается контракт на цикл из тринадцати передач.  Уже в декабре 1935 года записывается ее первая пластинка на фирме «Полидор». В это же время она снимается в эпизодической роли в фильме Жана де Лимюра «Мальчишница», где исполняет песню «Все-таки».

        В 1936 году Эдит выступает в цирке «Медрано» в гала-концерте, в пользу вдовы клоуна Антонэ в компании известных исполнителей Мориса Шевалье, Фернанделя, Альбера Прежано, Мистингетт и Мари Дюбуа. После последующего выступления в зале «Пти Паризьен», одна из газет писала: «Вообразите себе бледное лицо, в котором в то же время сохранилось некое злорадство парижского сорванца, а в изгибе ноздрей, в ресницах, в разрезе нежных и уже уставших глаз - какое-то патетичное и тайное благородство, даже, наверное, не осознаваемое».

        Убийство Лепле, к которому журналисты первоначально приплели Эдит, нанесло существенный удар по ее репутации. Немногочисленные друзья, которые несмотря ни на что остались рядом с ней, помогали ей выступать на различных сценах, будь то кафе или же кинотеатр. Она ездит на гастроли, записывает песни на радио. Но все это не приносит должного удовлетворения. Нет новых песен, Эдит продолжает вести разгульный образ жизни в кругу своих старых знакомых с сомнительной репутацией. Попытки подняться приводят ее к поэту Раймону Ассо, с которым ее познакомил Лепле. Ассо соглашается помочь ей, при условии, что Эдит изменит свой образ жизни. Ассо составлял ее репертуар, обучал хорошим манерам, умению вести себя в обществе, грамоте. Он познакомил ее с замечательным композитором – Маргарит Моно, которая впоследствии стала ей близкой подругой. Именно Моно написала для нее замечательные песни «Мой легионер», «Гимн любви», «Она жила на улице Пигаль», «Маленькая Мари» и др.

        Ассо писал песни, основываясь на рассказах Эдит, о том, что сопровождало ее всю жизнь: мир простых людей, их радости и чаянья. Именно благодаря Ассо создавался сценический образ певицы, который впоследствии стал неразрывно связан с ее реальным обликом.       

        Кропотливая работа с Раймоном Ассо вылилась в ее феерическое выступление 26 марта 1937 года в крупнейшем парижском концертном зале «АВС», после которого все крупнейшие газеты сообщили о рождении новой звезды. Последовавшие далее контракты, записи, гастроли сделали имя Эдит Пиаф известным во всем мире. Ей аплодировали во многих концертных залах: «Олимпии», «Мулен-Руж», «Версале», «Карнеги-Холле».

        Слава и деньги не изменили Пиаф. Она была по-прежнему открытой, гостеприимной, в ее доме постоянно гостили друзья, большие деньги она тратила на своих любовников и на благотворительность. Порой ее расходы превышали доходы, и она вынуждена был занимать деньги у звукозаписывающих компаний.

        Не имея музыкального образования, она самостоятельно обучалась игре на рояле, смотрела выступления других певиц, осваивала сценическое мастерство.  Эдит много работала над текстами, образами,  ее выступления превращались в настоящее сценическое действо, где каждой песни соответствовал индивидуальный образ.

        Она не могла существовать без сцены. Эдит говорила: «Я живу только на сцене.  Я всегда буду петь, а в тот день, когда перестану — умру». Бесконечно любила публику. Известны ее фразы: «Я пою не для всех – я пою для каждого» и «Как прекрасна жизнь в те дни, когда публика талантлива!». «Публика втягивает тебя в свои объятия, - писала певица, - открывает свое сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься ее любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они еще твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак сердцу становится холодно ты одна». Она считала, что артист и зрители не должны встречаться.  «После того, как занавес падает, актер должен исчезнуть, как по мановению волшебной палочки.

        В начале Второй мировой войны Пиаф расстается с Раймоном Ассо. Важным этапом в ее творчестве стало знакомство со знаменитым поэтом, драматургом  и режиссером Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе «Равнодушный красавец». В сезон 1940 года пьеса имела успех. Эдит Пиаф подтвердила свой дар  драматической актрисы. В 1941 году по этой пьесе Жорж Лакомб снимает фильм «Монмартр на Сене», где певица исполняет главную роль.

        Во время оккупации Франции Пиаф продолжает выступать. В 1941-1942 годах гастролирует по Средиземноморью, дает концерты в Алжире и Швейцарии. Вернувшись в Париж, она опять-таки поражает публику и критиков своим возросшим мастерством. Критики отмечают, что поменялся и стиль песен певицы. От реализма жизни она перешла к темам возвышенных чувств и радости жизни.

        «Девочка, которая ходила на улицу Пигаль, - это уже не она. Если раньше ей хотелось скрыть свое перевоплощение, достигнутое путем "наложения" стереотипного образа эстрадной исполнительницы на сомнительные реалии прошлой жизни, то теперь Эдит не стремится к этому. И было бы наивным думать, что только под влиянием случая (предложили именно те, а не другие песни) возник новый, цельный и органичный сплав личности и искусства. Исполнитель сам определяет стиль и направляет творческое вдохновение своих авторов в нужное ему русло», - пишут Дюкло и Мартен в своей книге.

        Однако оккупационные власти подвергают цензуре и ее выступления. Так под запрет попадают песни «Вымпел легиона», из-за того, что на одном из концертов Пиаф пела ее, повернувшись к ложе, где сидели немецкие офицеры.  «Аккордеонист» был запрещен, поскольку его написал еврей Мишель Эмер.

        В это время Эдит стала писать песни. Сначала в соавторстве с известными поэтами и композиторами, затем сама. К концу 1941 года  написано 14 песен. Среди них: «Я танцевала с любовью», «Где они, мои старые друзья?», «Я не хочу мыть посуду».

        В августе 1943 года она с большой группой артистов едет в Берлин, где дает концерты в лагерях и на заводах. Затем, в феврале 1944 года, следуют  концерты в одиннадцати лагерях. Существует легенда, что во время гастролей Пиаф тайно провезла фальшивые документы для военнопленных, с которыми в прошлый приезд сфотографировалась на групповой снимок. Об этом факте никогда не говорили, как сама певица, так и предполагаемые  спасенные.

        Германские гастроли станут причиной запрета ее выступлений в Париже, после его освобождения от фашистов. Однако этот казус быстро будет устранен, когда новым властям будет представлен отчет о том, чем занималась Пиаф во время оккупации.

        В 1945 году по просьбе и для певицы Марианн Мишель Эдит пишет одну из самых известных своих песен «Жизнь в розовом свете». В 1946 году певица снимается в фильме «Безымянная звезда».

        Помня, как она сама шла к вершинам славы, Пиаф всегда помогала молодым талантам. Среди тех, кто обязан Пиаф своей карьерой были Ив Монтан, Шарль Азнавур, Эдди Константен. Увы, не все поддержали ее в тяжелые дни ее жизни.

        В октябре 1947 года Пиаф  вместе с большой группой артистов едет покорять Америку.  Американская публика очень холодно приняла маленькую печальную женщину в черном платье, поскольку та разрушала стереотип их восприятия француженок, как особ сексуальных и легкомысленных. Для исправления ситуации несколько песен в спешном порядке переводятся на английский язык, певица также обучается языку.

        Там же, в Америке, начинается самый известный из многочисленных любовных романов Эдит с французским боксером Марселем Серданом. Как два разноименных заряда, их притянуло друг другу, и только смерть сумела разлучить их. Марсель погиб в авиакатастрофе, когда летел в Америку к Эдит. Пиаф всю жизнь не могла себе простить его смерти, ведь именно она просила Марселя прилететь к ней как можно скорее. Вечером дня, когда ей сообщили о трагедии, Пиаф вышла на сцену нью-йоркского «Версаля» и сообщила зрителям, что будет петь в честь Марселя Сердана, начав концерт со, ставшей пророческой, песни «Гимн любви». Спев еще несколько песен, она упала в обморок прямо на сцене.

        Эдит не хочет мириться со смертью Сердана, устраивает спиритические сеансы, приглашает к себе священнослужителей, на некоторое время прерывает гастроли. Затем объявляет всем, что от прошлой Пиаф ничего не должно остаться и начинает с того, что коротко остригает свои волосы. 

        Однако проходит полгода, и Эдит опять начинает репетиции, пишет новые песни. В феврале 1950 года  вдова Сердана Маринетта приглашает ее к себе в гости. Между женщинами завязывается дружба.

        Далее следуют новые гастроли в Америке, записи на студиях звукозаписи, работа над комедией «Малышка Лили». 11 июня 1952 года Эдит Пиаф получает Гран-При Академии эстрады за исполнение песни «Падам». 4 января 1954 года  выходит ее миллионная пластинка. В честь этого события на приеме певице вручают отлитую из золота точную копию ее рук. 4 января 1956 года Пиаф триумфально выступает на сцене «Карнеги-Холла». В конце 1957 года она снимается в фильме «Завтрашние любовники».

        Ее увлечение мистикой, оккультизмом, начатое после смерти Сердана, не прекращаются. Осенью 1956 года Эдит Пиаф проходит посвящение в члены общества розенкрейцеров.

        Певицу все чаще и чаще преследуют ревматические боли. Чтобы смягчить их, ей колют морфин. Говорят, что певица попала в зависимость от него. Так это или нет, но  она прошла четыре курса дезинтоксикации.  Певицу также лечат от давнего и чрезмерного увлечения алкоголем.

        Плотный график выступлений и гастролей приводит к тому, что у певицы ухудшается самочувствие, обостряются старые и появляются новые болезни, к этому добавляются четыре автокатастрофы, Пиаф практически не выходит из больниц. В перерывах между лечениями она по-прежнему выступает, но, порой, забывает слова песен, падает на сцене в обморок. Но при этом остается лучшей певицей Франции.

 

        В январе 1962 году Пиаф знакомят с молодым парикмахером Теофанисом Ламбукасом, с которым она сыграет свою последнюю свадьбу. Под именем Тео Сарапо» (“Сарапо  переводится с греческого как “Я люблю тебя!”) Эдит выведет его на профессиональную сцену. “Они любили друг друга необыкновенной любовью, - пишет Симона Берто, - тою, о которой рассказывают в романах, о которой говорят: такого не бывает, это слишком прекрасно, чтобы быть на самом деле. Он не замечал, что руки Эдит скрючены, что она выглядит столетней старухой. Он никогда не оставлял ее...”

        Эдит умерла 11 октября 1963 года в Париже. На  кладбище Пер-Лашез собралось более 40 тысяч человек.

В 2002 году издано полное собрание песен Эдит Пиаф,  20 альбомов, в которые включено 413 песен.




 

 

 

 

 

    

Сайт создан в системе uCoz
Коноплев - автор электронного журнала Стихи.Ru